Недавно Союзмультфильму исполнилось 80 лет, сразу появилось много статей и подборок лучших мультфильмов. Мне они попались, и я скачала несколько — вспомнить детство.

Вот удивительно, я никогда не задумывалась, о чем они, в чем социальный контекст мультиков, потому что когда смотришь время от времени случайно — фокусируешься только на сюжете. А когда изучаешь целую подборку в ее хронологическом порядке — становится очень интересно, как основные сюжетные линии меняются на фоне того, что происходило в стране, и какие вообще особенности появляются в сюжетах с течением времени.

Вот например, тема детства и ценностей, прививаемых детям.

Одним из самых первых мультиков, еще даже черно-белым, был Мойдодыр далекого 1939 года. Индустриализация, урбанизация, расцвет заводов и массовый приток населения в города, появление и распространение коммуналок. Улавливаете прямую связь? Большинство детей того времени росли в коммуналках, где одна ванная была на 10 семей, а туберкулез вообще не был редкостью, и, я думаю, вообще антисанитария. Так или иначе — Мойдодыр транслирует социальную проблему, и говорит детям «задача выживания №1 — умываться и мыть руки!».

Проходит послевоенное время, страна восстановилась, уже закончились первые волны расселения и массового строительства хрущевок — появляются «В стране невыученный уроков» и «Вовка в тридесятом царстве» и «Приключения запятой и точки» — все примерно одного времени 1965 года — с совсем другим лозунгом. Проблема антисанитарии вроде как уже остро не стоит, и появляется следующая ступень пирамиды потребностей — надо хорошо учиться в школе! Дети уже не грязные, не умирают от дизентерии, поэтому теперь надо транслировать другую мысль «Надо учиться!», чтобы потом хорошо работать на своем заводе или стройке. А кто не учится — лентяй и тунеядец и заслуживает общественного презрения.

Наконец, 1981 год — развитие науки, освоение космоса, советские зонды уже вовсю летают к Венере. Для советского ребенка уже становится недостаточно просто хорошо учиться, чтобы потом работать на заводе. На первый план выходит совсем другой класс — ученые. Мораль тоже становится другой — начинает появляться ценность «креативного человека», инициативного и любопытного ребенка. Появляется мульт «Тайна третьей планеты» — про девочку-авантюристку и ее папу ученого-профессора, они там в космос летают. Тяжело представить, чтобы в это время снова вышло что-то с очень простой моралью, типа Мойдодыра, согласны?

Наверное, у многих мамы или бабушки любили говорить — советские мультики добрые и мудрые, а что хорошего в американском Томе и Джерри? Я лично не считаю что Том и Джерри чем-то плох — но это дитя своего времени и своей социальной ситуации. Когда наступает политическая и социальная стабильность — начинают появляться вот такого рода сюжеты  — мультики, где нет как такового развития событий, и из серии в серию происходит примерно одно и то же. Например, когда волк начинает 10 сезонов гоняться за зайцем в «Ну погоди!». У нас ведь тоже такой сюжет в итоге появился)

Вот такая мысль.

Один ответ к “Зеркало общества в советских мультиках”

  1. Очень интересно как Лунтик отражает ситуацию в стране ;-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *