Почему большинство архитекторов откажут вам в просьбе «нарисовать фасад по готовым планировкам»? Что это — каприз, сложность или бессмыслица?

Не буду лукавить, реальность российского рынка частного проектирования такова — архитектора приглашают, что называется, «нарисовать фасад», проскочив как минимум несколько стадий, без которых это рисование не имеет смысла. Эти стадии — то, с чего начинается продуманный проект: предпроектный анализ участка и разработка рационального варианта использования его площади, разработка технического задания, построение схемы функционирования, построение грамотного плана.
Фасад чаще всего вытекает из плана — если план четкий и рациональный, то фасад складывается тоже гармоничный. Если план выполнен с ошибками, то «поиграть с фасадом» — очень затруднительно, он будет выдавать все «косяки» плана как лакмусовая бумажка.

Поэтому, если специалист отказывает сделать вам такую, казалось бы несложную часть проекта, как «придумать фасады по моим готовым планировкам», то это не из вредности и не из желания развести вас на весь проект. Просто это та же ситуация, как если вы принесете повару испеченную лепешку и скажете «сделайте мне только начинку!». Начинку не засунешь в готовый пирог, не разломав все до основания, в итоге работа получится колоссальная, никак не соотносящаяся с маленьким бюджетом, заложенным на «только фасад», проще замешивать (или проектировать) все заново.

Но пытаться перекроить реальность сложно, поэтому этот пост будет о том, каким правилам подчиняется фасад и как не допустить ошибок, если вы «рисуете фасад» самостоятельно. Правила работают даже в случае, если он живет отдельной жизнью от планов. Такое тоже имеет право на существование, в конце концов.

Правило #1. Тектоничность

Первый этаж выше и/или массивнее второго, третьего и остальных. Верхний этаж (мансарда) легче и/или ниже, чем второй и, тем более, первый.

https-::upload.wikimedia.org

Вспомните простой пример: в Средние века частные дома в городах выполняли одновременно роль дома (на втором этаже) и лавки (на первом этаже). Лавка — это общественное помещение, значит, оно всегда выше, потому что там находится больше народа, которым необходим больший объем воздуха.
Это правило перекочевало во все современные жилые типологии — первый этаж общественный. Если у вас гости, то до второго этажа они могут даже не дойти, а на первом будут всегда. Соответственно, общественный первый этаж всегда выше и «параднее». Это же касается многоквартирных домов с магазинами в первых этажах, частных загородных домов, частных городских домов.

Паллацо делла Лоджия в Брешии (арх. Филиппино де Грасси)http-::www.touristmilanoverona.info

Кроме функциональных соображений такое правило действует и в отношении зрительной устойчивости здания. Пока не был изобретен чугун и каркасная система возведения (а ей не так много лет), несущей конструкцией здания были только стены. Поэтому чем ниже этаж, тем больше нагрузка на стену, и тем толще она делалась. Первые небоскребы в Чикаго возводились по стеновой конструкции, в результате чего стены на первых этажах получались до метра толщиной, иногда больше.

Какой вывод: первый этаж принимает наибольшую нагрузку, поэтому чтобы здание было зрительно устойчивым, он должен выглядеть тектоничнее. Например, в зданиях ренессанса, классицизма и неоклассицизма первый этаж облицовывался более крупными каменными плитами.

Особняк купцов Тарасовых в Москве (арх. Жолтовский)http-::bg.ru

Видите, насколько более массивным выглядит первый этаж за счет более крупной облицовки?

Если у вас, например, цельный сруб и на первом и втором этаже одинаковые материалы — все в порядке.
Если же получилось, что первый этаж — гладкая штукатурка, а второй — облицован камнем, то результат вам не понравится. Второй этаж будет «давить» на первый, т.к камень тяжелее штукатурки (и выглядит, и по фактическому весу).
Если первый этаж — бетон, второй — дерево, то правило тектоничности соблюдено, потому что дерево легче бетона.

Правильный пример:archdaily.net

Это правило предпочтительнее для классических или «тяготеющих к классике» домов, особенно со скатными кровлями. В модернистской архитектуре использование консолей, нависающих вторых этажей или домов на опорах распространено, потому что там используется каркасная конструктивная схема, которая меняет всю логику восприятия.

Вторая часть этой статьи здесь — «Нарисуй мне фасад» часть 2.

Источник фотографий:
archdaily.net, bg.ru, touristmilanoverona.info, upload.wikimedia.org, static1.squarespace.com

Поделиться статьей в соцсетях:

 

Больше статей по теме:

[recent_posts only_swipe=»false» autoplay=»4000″ number_of_posts=»5″ title=»» type=»image_title» category=»архитектура» ]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *