Когда вы создаете дизайн-проект, важно «влезть в голову» интерьера, чтобы сделать его одинаково удобным для всех членов семьи. Для этого предлагаю вам такой метод: попробовать совместить поведенческие сценарии каждого члена семьи внутри квартиры или дома.

Что такое поведенческий сценарий, и почему он нас интересует в первую очередь? Это устойчивая последовательность наших действий и реакций, можно сказать, стереотип движения и поведения внутри квартиры. У каждого члена семьи он, естественно, разный. И, когда мы построим совмещенную общесемейную «карту поведенческих стереотипов», она поможет сделать правильные выводы в проектировании интерьера.

Итак, у нас есть некоторый условный дом (или квартира). Если вы работаете с реальной планировкой, а не проектируете дом с нуля, то помещения на схеме будут расположены в том же виде, что на плане квартиры.
Наша условная семья состоит из трех человек: муж, жена, ребенок. Каждый из них, входя в квартиру, начинает реализовывать свой индивидуальный сценарий поведения.

Индивидуальные поведенческие сценарии

1. Муж

граф мужа
Мужчина входит в прихожую, переодевается. Затем, скорее всего, моет руки в ванной. Идет на кухню, взять что-нибудь перекусить. Оттуда идет в гостиную, отдыхает, читает или смотрит телевизор. Время ужина — снова идет на кухню. Потом умылся и ушел в спальню.

2. Жена

граф жены
У женщины несколько другой поведенческий сценарий. Переодевание в прихожей, мытье рук в ванной, потом, скорее всего, она пойдет готовить. Приходит в гостиную пообщаться с мужем. Затем они вместе идут ужинать, общаются за ужином. Потом она идет в ванную и спать.

3. Ребенок

граф ребенка
Совершенно другой поведенческий сценарий — он приходит и, возможно, сразу бежит на кухню перекусить. Потом только раздеться и помыть руки (а может этого не сделать в зависимости от того, дома ли родители). Потом идет к себе в комнату. На время ужина бежит в кухню, потом назад к себе в комнату или гулять.

Теперь совмещаем все поведенческие сценарии в рамках одной квартиры. Что получилось? В каких-то помещениях люди часто пересекаются, в каких-то никогда. Тут простой вывод — места единовременного скопления должны быть более просторными. В каких-то помещениях, в основном, проводит время только один член семьи (например, в гостиной больше всех времени проводит муж, а в детской бывает только ребенок, а спальню вообще приходят только на время сна). Так или иначе, это выдает, «кому принадлежит помещение», а значит, чья доминантная нота будет в нем.

Когда мы совмещаем сценарии поведения, то видим, что интенсивность пребывания в тех или иных помещениях у каждого члена семьи разная, а значит, интерьеры тех зон, где кто-то доминирует, должны быть наиболее комфортными для тех, чьи сценарии там активно действуют. То есть, если ребенок совсем не функционирует между кухней и гостиной, как в нашем примере, то ему все равно, каким там будет интерьер.

Пересечение и разведение поведенческих сценариев

Немного о пересечении поведенческих сценариев: это не всегда плохо и не всегда обозначает, что люди будут сталкиваться в тесных коридорах. Конечно, бывает, что оно вредно — например, когда в доме один санузел, которым все пользуются примерно в одно время, и это вызывает хроническую конфликтную ситуацию.

А бывает и наоборот, когда для семьи плохо непересечение.
Например: если построить поведенческие сценарии членов семьи, живущих в загородных домах по типовым проектам (а они движутся не только в горизонтальной плоскости, но и между этажами, по вертикали), то можно увидеть следующее: связи между домочадцами зачастую разорваны. Несмотря на то, что в доме есть общие зоны (гостиная), планировка построена так, что люди движутся каждый по своей орбите и совсем не пересекаются. То есть, родители — сами по себе, дети — сами по себе.
Задача дома — все-таки, объединение семьи и правильное совмещение поведенческих сценариев, а не полная их изоляция, поэтому в этом случае непересечение поведенческих паттернов — скорее вредно, чем рационально.

Построив такую модель совмещенных поведенческих паттернов по-крупному, мы получим «стратегическую схему» сценариев передвижения. Следующий шаг — подойти к этой схеме тактически и построить такие же локальные схемы движения для каждого помещения. Они будут отображать привычные действия людей в более мелком масштабе.
Зачем это нужно? Например, движения в спальне играют роль по утрам, когда все собираются на работу и торопятся. Процессы сборов двух человек, которые проходят в рамках одного помещения, должны быть отлажены и не должны друг другу мешать.

Подробнее о «микрокоординации» и организации движения в спальне — в этой статье.

Источник фото: 40.media.tumblr.com, В. Защепенков, В. Лифанов «Мой интерьер как мой портрет» 2005
Использованная литература: В. Защепенков, В. Лифанов «Мой интерьер как мой портрет» 2005

Если вам понравилась статья, поделитесь со своими друзьями:

 

Читайте также об основах дизайна:

[recent_posts only_swipe=»false» autoplay=»4000″ number_of_posts=»5″ title=»» type=»image_title» category=»дизайн» ]

Один ответ к “Как устойчивые сценарии поведения влияют на интерьер?”

  1. Неплохо! Рисовать логистическую схему перемещения заказчиков по квартире — такое мне в голову еще не приходила. Я по старинке, удерживаю все факторы в уме)))) А вообще, это очень показательно. Причем, не столько для Дизайнера, сколько для Дорогих заказчиков. Хорошая мысль. Возьму на вооружение! Респект вам за это, Коллега!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *