Меня уже давно беспокоит вопрос, что понятие «классический стиль» сильно упрощается. Классический — это самый востребованный стиль в коттеджном строительстве, и его популярность эксплуатируется настолько усердно, что за него выдают любой дом с колоннами и рустом.
Так вот не каждая коробка с невнятным планом, лепным декором и колоннами — это классика.
Например, как вам вот это? Заявлено как коттедж в классическом стиле :)
Шоу будет в конце поста, а пока о правильной классике.
Классический стиль обладает двумя важнейшими признаками: классические пропорции и классическая симметрия. С соблюдением этих условий ваш дом будет «резонировать» даже если в нем нет ни одной декоративной детали.
Что такое настоящая классика, каковы ее признаки и как построить классический план?
Вилла Ротонда (1566) — это самое известное в мире классическое здание и первый в истории частный жилой дом, решенный как античный храм.
Андреа Палладио — архитектор виллы — это человек, который определил лицо, пожалуй, всей классической архитектуры. После античных архитекторов к классике первым возвратился именно он. Да, существовала романика, готика, а классики не было. Самый узнаваемый стиль мира мог бы вообще не появиться, не было бы всех самых известных классических дворцов Петербурга, если бы не Палладио и стилевая методика, которую он создал.
Что же такого он придумал? Вилла Ротонда — очень известное здание, ему посвящены тысячи статей с описанием и везде одно и то же: «идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях».
Какого рода симметрия и что за пропорции?
#1 Классическая симметрия
Тяготение к симметрии в классическом стиле неслучайно. «Мерой всех вещей» и первичной мерой пропорции является человек. Все основные соотношения ученые античности и возрождения брали именно из пропорций тела.
Человеческое тело — симметрично. И не только тело, симметрия — это вообще признак живого организма, поэтому подсознательно она более приятна глазу. Люди с высоким уровнем симметрии лица воспринимаются как красивые — это критерий модельной внешности.
С высоты птичьего полета в вилле видна поворотная симметрия 4-го порядка всего здания и зеркальная симметрия его фасадов.
#2 Классические пропорции
Интересный факт — на архитекторов возрождения больше оказали влияние даже не математические труды по теории пропорций, а разработки по теории музыки. Архитекторы возрождения выдвинули тезис (и развили целую теорию), что наиболее приятными для созерцания должны быть прямоугольники, стороны которых относятся как целые числа, то есть 2:1, 3:2, 4:3, 5:4, 6:5. Аналогии были взяты из соотношения благозвучных музыкальных интервалов: октава, квинта, кварта, большая и малая терции.
Сочетания должны быть именно целочисленными, т. е. не 3 : 2,5, например, и не 2 : 1,25 — такие не подходят.
«Поскольку приятные слуху музыкальные интервалы описываются отношением целых чисел, то и приятные глазу архитектурные формы также должны находиться в целочисленных «музыкальных» пропорциях». Л.Б. Альберти «Десять книг о зодчестве» 1450-е гг.
Соблюдений пропорций должно соблюдаться не только в соотношении длины помещения к ширине. Так же ширины к высоте, длины к высоте, и даже длины всего здания к общей высоте.
Проверяем нашу виллу:
Красное помещение. Длина к ширине a:b=1:2. Ширина к высоте e:a=4:3
Синее помещение. Длина к ширине c:d=4:3. Ширина к высоте f:c=4:3
Соотношение общей ширины к общей высоте w:h=3:2
Как видите, везде соблюдаются соотношения целых чисел.
Самое удивительное — чем меньше помещение — тем ниже делается потолок! Никаких комнат-колодцев, соблюдается пропорция 3:4.
Что выдается за классику?
Теперь вернемся к реальности и коттеджам, стиль которых заявлен архитекторами как классический.
#1 «Дом в классическом стиле». Источник — home66.ru
Почему-то здесь оказалось сплошное остекление лестницы — элемент конструктивистской архитектуры 1920-30г.
Далее — смотрим план общественной зоны:
Симметрия, очевидно, отсутствует. Кроме того, сложно представить, чтобы классический архитектор сделал парадный вход сбоку, таким тесным, да еще и можно запутаться в поисках лестницы.
Проверяем пропорции:
Пропорцию гостиной проверить нельзя, т.к. ее конфигурация не классическая — не прямоугольник.
Пропорции коридора — лестничного холла: 8,3 : 2. Помещение, которое должно быть самым парадным — это «колбаса», упирающаяся в туалет.
#2 «Дом в классическом стиле с гаражом». Источник archigut.ru
Смотрим план общественной зоны:
Симметрия. Условно она есть. Я заранее показала ось симметрии и вход, чтобы показать одну интересную ошибку. В классическом здании главная точка восприятия — со стороны входа, то есть оно должно быть симметричным относительно оси, проходящей через главный вход. Здесь вход решен с несимметричного фасада, который априори воспринимается боковым, «непарадным». Из-за этого я даже не сразу его нашла. На «парадной» оси снова оказался туалет.
Пропорции: пропорция гостиной 2 : 1,1. Почти получилось.
#3 Коттедж «Классика». Источник postroi.com.ua
Соотношение ширины и высоты здания 11,1 : 5,8 = 1 : 1,9. Ширина превышает высоту почти в 2 раза, из-за этого крыша выглядит «приплющенной», прижатой.
Смотрим план общественной зоны:
Снова сложно найти вход, потому что он не обладает «классическим» акцентированием и не находится на оси симметрии. Симметрия, кстати, снова отсутствует.
Проверяем пропорции:
Парадный холл 2 : 2,9 — близко. Кухня столовая 1 : 1,1 — одно из самых диссонирующих соотношений, тяготеющее к квадрату, но не квадрат. Спальня — то же самое 1 : 1,1.
Вердикт — ни одно из заявленных зданий не решено в соответствии с принципами классической композиции.
Если вы пропустили статью, где я разбираюсь, что фирмы готовых коттеджей выдают за хай-тек, читайте ее здесь: Разоблачение хай-тека.
Источник фотографий:
www.historiasztuki.com, intern.strabrecht.nl, kannelura.info
Если вам понравилась статья, помогите Selfietecture найти новых читателей!
Вам будет интересно:
[recent_posts only_swipe=»false» autoplay=»4000″ number_of_posts=»5″ title=»» type=»image_title» category=»архитектура» ]
Спасибо, действительно полезная статья, а то последнее время все прям раскидываются «классикой»…