Вы наверняка испытывали раздражение, сталкиваясь в перечне услуг архитектора или дизайнера с ограничениями вроде «Эскиз с учетом доработок по желанию заказчика 2-3 шт». Такое ощущение, что все они не хотят работать — а что делать, если все эти 2-3 эскиза сделаны совершенно не так, как вам хочется, все равно придется платить? Как добиться, чтобы специалист понял вас с полуслова и сделал то, что нужно с первого раза? Такое вообще возможно?
Да, и этот секрет — которым многие пренебрегают и оказываются в плену безрезультатных переделок и доработок, которые съедают деньги и время — правильное техническое задание.
Сколько вообще должно быть эскизов, и есть ли какие-то этические нормы, по которым нельзя заставлять архитектора переделывать все по кругу больше, чем N раз?
Я считаю, эскиз должен быть один. Всего один, но точный. Почему? Вернусь к этому чуть позже, а пока
Лирическое отступление
У меня есть четкое мнение, что архитектура – это не шаманство и не игра в угадайку с инвестором, а такая же технология, как сборка машины на конвейере, как метод обучения езде на велосипеде или построение пятиугольника, вписанного в окружность. То есть, ее, как любую технологию, можно разбить на мини-технологии, у каждой из которых есть своя пошаговая инструкция. Действуешь по инструкции – получаешь результат.
Конечно, многие поспорят, эээ а как же вдохновение? Архитектура по технологии без вдохновения – речь идет о безликих объектах без индивидуальности, так? Не так. Представьте: постройка дома – для большинства людей это самая крупная инвестиция в жизни. Архитектора ставят во главу распоряжения чужим огромным активом. Это как полет в космос на миссию – “фактор вдохновения” звучит глупо применительно к такой мере ответственности.
Так вот, на мой взгляд, технологию можно придумать для всего, включая стимуляцию собственной креативности (то есть вызов вдохновения). Есть индивидуальные, которые у каждого архитектора свои, а есть такие, которыми можно пользоваться всем. В этом посте про техническое задание я попыталась применить тот же подход — описать технологию его пошагового построения.
Технология составления технического задания
Что это такое – документ, в котором прописано, что нужно запроектировать. Рано или поздно перед любым архитектором встает этот вопрос. Его подробность зависит от самого архитектора, а кто-то работает вообще без фиксированного задания.
Некоторые архитекторы, особенно те, которые уже столкнулись с заказчиками с кашей в голове, которую так и не смогли разгрести, доводят ТЗ до комплекса однозначных вопросов типа “да-нет”, чтобы обезопасить себя.
Условно: “Какую крышу будем делать — плоскую, скатную? Плоскую – распишитесь в ТЗ, что крыша плоская, а если потом передумаете, ткну вас носом в ТЗ и ничего не буду переделывать бесплатно”.
ТЗ – это не способ подловить одну или другую сторону, и не инструмент перевешивания ответственности. Безусловно, ТЗ – это способ защиты архитектора, незаменимый договор для креативных профессий, но еще – это единственный способ докопаться до нужд заказчика и структурировать его желания в ясную форму.
Какие вообще бывают сценарии поведения архитекторов в сотрудничестве с заказчиком:
1) Интуитивный: архитектор, как свободный художник творит, вносит коррективы, обсуждает решения с заказчиком, снова творит, пока не придет к результату творческого поиска.
2) Доминантный: архитектор всегда тупо гнет свою линию и работает только с теми, кто разделяет его вкусы.
3) Аналитический: архитектор создает систему, которая сама выявляет потребности заказчика, и до начала проектирования проводит психолого-аналитическую работу, чтобы влезть ему в голову.
Опасность первых двух сценариев – конечный результат может не понравиться заказчику. В чем же технология составления ТЗ по третьему пути?
Тезис #1
Заказчик никогда не составляет техническое задание самостоятельно. Для небольших проектов его составляет архитектор, для крупных коммерческих проектов – комплекс специалистов (маркетолог, сметчик, аналитик, социолог, и архитектор опять же). Выверенная технология составления технического задания – это признак профессионализма даже больше, чем проработанный проект.
Пример: вы приставили лестницу к стене (поставили себе задание) и лезете на нее. Залезли быстро и красиво, а потом смотрите – это немного не та стена, просто похожая. Кого теперь волнует, насколько вы красиво на нее забрались?
Ситуаций, когда архитектор бросается в омут и приставляет лестницу к как можно большему числу стен, чтобы методом тыка найти верную и считает это критерием профессионализма – намного, намного больше, чем вы можете представить. Пусть этот вариант тоже заслуживает место быть, просто он не так эффективен.
Конечно, никто не отменял творческий поиск, но это та же самая технология, как в математике: если не можете решить уравнение, подберите корень тыком, но докажите, что он единственный.
Вы можете сделать 50 эскизов, но решение должно быть одно. Выберите одно и докажите, что оно правильное.
Тезис #2
В ТЗ для частного домостроения существует два типа показателей:
1) Объективные – это все, что поддается числовому измерению, например, диапазон площадей для каждой функции.
2) Субъективные – которые измеряются параметром “нравится/не нравится”.
С объективными проще – либо условие выполнено по проекту, либо нет. Но даже субъективные параметры тоже можно структурировать и анализировать, выявляя у них тот общий знаменатель, который ляжет в основу технологии.
В понедельник — самое интересное: из чего состоят объективные и субъективные показатели. Чем измерить «хочу примерно так»? Строим себе матрицу технического задания.
Если вам понравилась статья, поделитесь с друзьями:
Вам будет интересно:
[recent_posts only_swipe=»false» autoplay=»4000″ number_of_posts=»5″ title=»» type=»image_title» category=»архитектура¬управление проектом» ]